«Поколение Успеха: Твайк-классы для молодых бизнесменов» для детей 14-17 лет 34 часов
Казань 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа по предпринимательству для подростков нацелена на формирование у учащихся 14–17 лет ключевых компетенций в области создания и ведения бизнеса.
Программа сочетает теоретические модули с активным использованием геймификации, что повышает вовлечённость и способствует практическому усвоению материала. Участники освоят основы генерации идей, бизнес-планирования, маркетинга, финансов и права, а также разовьют soft skills через командную работу и симуляции. Итогом обучения станет разработка и защита собственного проекта, что позволит применить полученные знания в реальных условиях.
Эта программа, дополненная элементами геймификации, рекомендуемой литературой, онлайн-ресурсами, системой тестирования и онлайн-платформами, направлена на создание увлекательного и интерактивного образовательного процесса, который способствует развитию предпринимательского мышления у молодежи и подготовке их к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, курс готовит подростков к осознанному предпринимательству и развивает качества, необходимые для успеха в динамичной экономической среде.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273)
2) Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
4) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. В современном динамичном мире предпринимательские навыки и финансовые знания становятся критически важными для успешной самореализации и адаптации к быстро меняющимся экономическим условиям. Подростковый возраст (14-17 лет) является наиболее благоприятным периодом для формирования предпринимательского мышления, развития креативности, уверенности в себе и лидерских качеств. Данная программа призвана ответить на запрос времени, предоставив молодежи не теоретические абстракции, а практические инструменты для генерации идей, планирования и реализации собственных проектов в увлекательной и доступной форме.
Направленность программы носит выраженный практико-ориентированный и личностный характер. Она нацелена не на абстрактное изучение теории, а на формирование у подростков конкретных навыков создания и управления собственным проектом — от идеи до презентации. Программа развивает предпринимательское мышление, умение работать в команде и принимать решения в условиях, приближенных к реальным. Важной составляющей является финансовая и правовая грамотность, что готовит учащихся к осознанным действиям в современной экономической среде. В конечном итоге, курс направлен на раскрытие потенциала каждого участника, содействию уверенности в своих силах и способности трансформировать идеи в конкретные результаты.
Отличительные особенности программы заключаются в ее глубокой интеграции игровых механик во все этапы обучения, что превращает образовательный процесс в увлекательный квест. Программа делает акцент на симуляции реальных предпринимательских ситуаций — от финансового моделирования до юридических кейсов, обеспечивая не просто получение знаний, а формирование практического опыта. Важной особенностью является модульность и гибкость структуры, позволяющая адаптировать содержание под конкретные интересы и уровень подготовки группы. Наконец, программа активно использует современные цифровые инструменты и платформы, создавая среду, привычную и комфортную для поколения Z.
Адресность программы.
Программа разработана для учащихся старших классов (14-17 лет), проявляющих интерес к созданию собственных проектов, бизнесу, экономике и саморазвитию.
Срок реализации программы: 34 часа (6 недель)
Цель программы — развить у подростков навыки и знания, необходимые для успешного ведения предпринимательской деятельности, формировать уверенность в себе и креативность, а также научить их основам бизнеса и финансовой грамотности.
Задачи программы:
— Сформировать системное понимание этапов создания бизнеса: от генерации идеи и бизнес-планирования до основ маркетинга, финансов и правовых аспектов.
— Научить применять полученные знания на практике через создание и защиту собственного бизнес-проекта, работу в команде и решение кейсов.
— Развить гибкие навыки (soft skills): критическое мышление, креативность, лидерство, коммуникацию и работу в команде.
— Сформировать ответственность, уверенность в своих силах, инициативность и осознанный подход к управлению личными финансами.
Ожидаемые результаты программы.
По завершении программы выпускник будет:
Знать:
— Основные этапы создания и развития бизнеса: от поиска идеи до её реализации.
— Ключевые компоненты бизнес-плана и их назначение.
— Базовые принципы маркетинга, продвижения и продаж.
— Основы финансовой грамотности: управление бюджетом, учет доходов и расходов.
— Основные правовые аспекты предпринимательской деятельности.
Уметь:
— Генерировать, анализировать и оценивать жизнеспособность бизнес-идей.
— Составлять структурированный бизнес-план для собственного проекта.
— Разрабатывать и презентовать стратегию продвижения продукта или услуги.
— Аргументированно защищать свою точку зрения и проводить эффективные переговоры.
— Работать в команде, распределять роли и нести ответственность за общий результат.
Владеть:
— Навыками проектного мышления и управления проектом на всех этапах его жизненного цикла.
— Навыками публичных выступлений и презентации своих идей перед аудиторией.
— Базовыми финансовыми инструментами для планирования и управления ресурсами проекта.
— Техниками эффективной коммуникации, командной работы и базового разрешения конфликтов.
— Практическим опытом создания собственного бизнес-проекта и получения обратной связи от экспертов.
По результатам освоения программы по маркетингу у обучающихся формируются следующие ключевые компетенции:
1. Предпринимательская компетенция: Способность генерировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать план их реализации, просчитывать риски и нести ответственность за результат.
2. Проектная компетенция: Умение планировать, организовывать и контролировать выполнение проекта в установленные сроки, используя доступные ресурсы.
3. Финансово-экономическая компетенция: Владение основами финансовой грамотности, умение управлять бюджетом проекта, анализировать экономические показатели и принимать обоснованные финансовые решения.
4. Маркетинговая компетенция: Способность анализировать рынок, выделять целевую аудиторию, разрабатывать стратегию продвижения продукта или услуги и эффективно презентовать их.
5. Социально-коммуникативная компетенция (Soft Skills): Навыки эффективной работы в команде, лидерства, ведения переговоров, публичных выступлений и разрешения конфликтных ситуаций.
6. Правовая компетенция: Понимание базовых юридических аспектов ведения предпринимательской деятельности, включая вопросы регистрации бизнеса и прав потребителей.
7. Цифровая компетенция: Умение использовать современные цифровые инструменты и платформы (Trello, Kahoot!, онлайн-курсы) для организации работы, обучения и продвижения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
Организация обеспечена педагогическими кадрами, соответствующими квалификационным уровнем образования.
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование/среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требования к стажу работы либо высшее профессиональное образование/среднее профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК «ПОКОЛЕНИЕ УСПЕХА: ТВАЙК-КЛАССЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ БИЗНЕСМЕНОВ»
Срок обучения: 34 часа (6 недель)
Форма обучения: онлайн, мастер-классы в формате вебинара, практические занятия, индивидуальные проекты и защита проектов. очная
Режим занятий: 2 академических часа в день
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Итоговая аттестация | Конкурс бизнес-проектов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПОКОЛЕНИЕ УСПЕХА: ТВАЙК-КЛАССЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ БИЗНЕСМЕНОВ»
№ темы | Наименование темы | Содержание лекций (кол-во ак. часов) | Наименование практических занятий (кол-во ак. часов) | Виды СРС (кол-во ак. часов) |
1 | Введение в предпринимательство (4 ак.ч.) | Что такое предпринимательство? Роль предпринимателей в экономике. Этапы создания бизнеса (2 ак.ч.) | Вебинары с элементами викторин (использование приложений для викторин, таких как Kahoot!). Групповые обсуждения (2 ак.ч.) | |
2 | Идея и её реализация (5 ак.ч.) | Как генерировать идеи для бизнеса. Оценка жизнеспособности идеи (2 ак.ч.) | Игра «Идея дня»: участники генерируют и представляют идеи, за которые получают баллы (2 ак.ч.) | Выбор и обоснование бизнес-идеи (1 ак.ч.) |
3 | Основы бизнес-планирования (5 ак.ч.) | Что такое бизнес-план? Структура бизнес-плана (2 ак.ч.) | Работа в группах. Командное соревнование: группы создают бизнес-планы и конкурируют друг с другом (2 ак.ч.) | Доработка бизнес-плана (1 ак.ч.) |
4 | Маркетинг и продажи (4 ак.ч.) | Основы маркетинга и стратегии продвижения (2 ак.ч.) | Игра по созданию рекламных кампаний: команды разрабатывают короткие рекламы и представляют их (2 ак.ч.) | |
5 | Финансовая грамотность (5 ак.ч.) | Основы бухгалтерского учета и управление финансами (2 ак.ч.) | Игра «Финансовый симулятор»: участники управляют виртуальными компаниями (2 ак.ч.) | Составление финансовой модели проекта (1 ак.ч.) |
6 | Правовые аспекты предпринимательства (4 ак.ч.) | Регистрация бизнеса и права предпринимателя (2 ак.ч.) | Кейс-стади: команды решают юридические задачи (2 ак.ч.) | |
7 | Развитие soft skills (5 ак.ч.) | Командная работа, лидерство и эффективная коммуникация (2 ак.ч.) | Игры на доверие и командное взаимодействие (2 ак.ч.) | Создание собственного мини-проекта от идеи до презентации (1 ак.ч.) |
8 | Итоговая аттестация (2 ак.ч.) | Конкурс проектов: жюри оценивает проекты, а участники голосуют за лучшие. (2 ак.ч.) |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ПОКОЛЕНИЕ УСПЕХА: ТВАЙК-КЛАССЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ БИЗНЕСМЕНОВ»
Для программы «Поколение Успеха: Твайк-классы для молодых бизнесменов» можно определить систему оценки достижений выпускников по трем основным критериям: личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные:
— Ответственность и самостоятельность: Готовность брать на себя инициативу и нести ответственность за результаты своей работы в рамках группового проекта.
— Активность и инициативность: Степень вовлеченности в дискуссии, генерирование идей, предложение нестандартных решений.
— Уверенность в себе: Способность уверенно презентовать свою идею или проект перед аудиторией, аргументированно отвечать на вопросы.
— Предпринимательское мышление: Проявление креативности, готовности к разумному риску, видения возможностей там, где другие их не замечают.
— Рефлексия: Способность анализировать свои сильные и слабые стороны, извлекать уроки из ошибок и воспринимать обратную связь для дальнейшего роста.
Предметные:
— Знание ключевых понятий: Усвоение терминологии (бизнес-план, маркетинг, целевая аудитория, cash flow и т.д.), подтвержденное результатами модульных тестов.
— Умение составить бизнес-план: Способность разработать структурированный и логичный бизнес-план, включающий анализ рынка, финансовый план и стратегию продвижения.
— Владение инструментами: Практическое применение изученных инструментов (например, построение финансовой модели в Excel, создание рекламного макета, использование Trello для управления задачами).
— Понимание правовых и финансовых основ: Знание основных организационно-правовых форм бизнеса, основ налогообложения и финансовой отчетности.
Метапредметные:
— Коммуникативные навыки: Умение ясно излагать мысли, эффективно работать в команде, вести переговоры и слушать других.
— Критическое и системное мышление: Способность анализировать информацию, оценивать риски и возможности, видеть проект как целостную систему, где изменение одной части влияет на другие.
— Навыки проектного управления: Умение ставить SMART-цели, планировать этапы работы, распределять ресурсы (время, бюджет) и соблюдать дедлайны.
— Способность к самообучению: Готовность искать недостающую информацию в рекомендованных источниках (литература, онлайн-курсы), осваивать новые инструменты для решения конкретных задач.
— Креативность: Умение предлагать оригинальные и жизнеспособные идеи, находить нестандартные подходы к решению проблем.
Критерии оценивания:
— Участие в обсуждениях и практических заданиях (баллы за активность).
— Оценка бизнес-плана и проекта (по критериям, заранее определённым с участниками).
— Результаты тестирования (индивидуальные баллы за каждый тест).
— Обратная связь от преподавателей и наставников.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(формы аттестации, оценочные и методические материалы)
В программе «Поколение Успеха: Твайк-классы для молодых бизнесменов» представлено обязательное задание, которое дает допуск к итоговой аттестации — тестирование по каждой пройденной теме.
Итоговая аттестация проходит в виде конкурса проектов: жюри оценивает проекты, а участники голосуют за лучшие. Экспертами на защите выступают преподаватели и наставники.
Критерии оценивания качества освоения программы
Обязательные формы оценочных заданий | Критерии оценивания | |
зачет | незачет | |
Тестирование | Слушатель курса владеет необходимым объемом теоретических знаний по каждой теме и правильно отвечает не менее, чем на 60% вопросов. | Слушатель не владеет необходимым объемом теоретических знаний. Верно выполнено менее 40: тестовых заданий по каждой теме. |
Презентация бизнес-проекта | Обучающийся владеет необходимым объемом теоретических знаний и практических умений для разработки бизнес-проекта. Слушатель владеет материалом и может ответить на вопросы по своему бизнес-проекту. | Слушатель не владеет необходимым объемом теоретических знаний и практических умений для разработки презентации бизнес-проекта. Презентация отсутствует или не соответствует требованиям, рассматриваемым на занятиях, содержит серьезные ошибки. |
ВЫДАВЫЕМЫЙ ДОКУМЕНТ
В результате освоения образовательной программы «Поколение Успеха: Твайк-классы для молодых бизнесменов», успешного прохождения итоговой аттестаций, слушатель получает сертификат об окончании программы «Поколение Успеха: Твайк-классы для молодых бизнесменов».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для успешного обучения по программе «Поколение Успеха: Твайк-классы для молодых бизнесменов» в онлайн формате необходимы следующие материально-технические ресурсы:
Персональное устройство:
— Ноутбук или компьютер с операционной системой Windows 7 (или более свежей версии), macOS, или другими актуальными версиями Linux;
— Альтернатива: Мобильное устройство (телефон, планшет) с актуальной версией операционной системы (для просмотра материалов и участия в онлайн-сессиях).
Интернет: Высокоскоростной доступ в Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамс Р. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса – Изд-во Альпина Паблишер, 2021 – 496 с.
- Ашманов И. Оптимизация и продвижение в поисковых системах – Изд-во Питер, 2019 – 513 c.
- Барисо Д. EQ. Эмоциональный интеллект на практике – Изд-во: Бомбора, 2022. – 240 с.
- Бэнкс Д. Финансовая грамотность для подростков – Изд-во: Ridero, 2023 – 184 c.
- Кавасаки Г. Искусство плести социальные сети — Изд-во Эксмо, 2017 – 146 c.
- Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга — Изд-во Вильямс, 2019 – 752 с.
- Миллиардов А. Креативность в бизнесе. Как инновационные идеи могут изменить вашу компанию, 2024 – Электронная книга
- Потапенко А. Право для предпринимателей – Изд-во: Проспект, 2018. – 144 с.
- Рис Э. Стартап. Настольная книга основателя – Изд-во Альпина Паблишер, 2021 – 616 c.
- Чан Ким В., Моберн Рене Стратегия голубого океана – Изд-во Миф, 2019 – 304 с.