Дополнительная общеобразовательная программа
«Второй старт: программа реадаптации предпринимателей, вернувшихся с СВО, через обучение и бизнес-симуляции» (далее – Второй старт) 16 часов
Казань 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий курс разработан в ответ на острую потребность поддержки бывших предпринимателей, вернувшихся из зон боевых действий, которые столкнулись с необходимостью восстановления и обновления своих профессиональных знаний и навыков в сфере ведения бизнеса. Программа «Второй старт» направлена на обеспечение условий для успешной реадаптации участников, развитие их предпринимательских компетенций и формирование уверенности в своих силах для реализации новых бизнес-идей в современных экономических условиях.
Курс предусматривает комплексный подход, объединяющий теоретическое обучение, практические занятия и деловые игры, включая использование бизнес-симулятора «Бизнес-Тренажер». Такая методика позволяет не только обновить и расширить знания о предпринимательстве, налоговом законодательстве, маркетинговом анализе и бизнес-планировании, но и отработать управленческие и коммуникационные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.
Программа рассчитана на 4 недели интенсивных занятий, что обеспечивает эффективное освоение материала и практических навыков в сжатые сроки. Особое внимание уделено развитию способности участников самостоятельно разрабатывать и защищать бизнес-проекты, а также формированию устойчивой сети поддержки среди предпринимателей, что важно для долгосрочного успеха и адаптации.
Таким образом, курс «Второй старт» представляет собой значимый инструмент социальной и экономической реабилитации бывших предпринимателей, обеспечивая им знания, навыки и поддержку, необходимые для успешного возвращения к предпринимательской деятельности и построения устойчивого бизнеса в новых условиях.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273)
2) Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
4) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. Актуальность образовательной программы «Второй старт» обусловлена необходимостью поддержки бывших предпринимателей, вернувшихся из зон боевых действий, которые нуждаются в восстановлении и обновлении своих бизнес-знаний и навыков для успешной реадаптации и возрождения предпринимательской деятельности в новых условиях.
Направленность курса «Второй старт» состоит в комплексной поддержке и профессиональной реабилитации бывших предпринимателей, вернувшихся из зон боевых действий.
Особенности курса «Второй старт»:
— Ориентация на бывших предпринимателей, вернувшихся из зон боевых действий, с учетом их специфических потребностей в обновлении знаний и навыков.
— Комплексный подход к обучению, сочетающий теоретические занятия, практические деловые игры и использование интерактивного бизнес-симулятора «Бизнес-Тренажер».
— Интенсивная краткосрочная программа, что обеспечивает доступность для участников и быстрое достижение результатов.
— Включение тестирования для оценки начального уровня знаний и формирования индивидуального подхода к обучению.
— Активное вовлечение участников через групповые задания и деловые игры, направленные на генерацию идей, моделирование рынка, создание бизнес-планов и их защиту.
— Фокус на повышении уверенности участников, развитии управленческих и лидерских навыков через практическую симуляцию реальных бизнес-ситуаций.
— Создание поддерживающей сети среди участников и менторская поддержка от опытных предпринимателей и профильных ведомств.
— Обновленная информация по актуальному законодательству и налоговому регулированию 2025 года, что помогает адаптироваться к современным экономическим реалиям.
Адресность программы. Программа предназначена для бывших предпринимателей, вернувшихся из зон боевых действий, нуждающихся в обновлении знаний и навыков ведения бизнеса.
Срок реализации программы: 16 часов (4 недели)
Цель программы — помочь участникам восстановить знания, уверенность и профессиональные навыки ведения бизнеса, а также подготовить конкурентоспособные бизнес-планы с последующей поддержкой наставников.
Задачи программы включают:
— Обновление и расширение знаний о современных методах ведения бизнеса.
— Развитие практических навыков управления и принятия решений через бизнес-симуляции.
— Повышение личной уверенности и мотивации к предпринимательской деятельности.
— Создание сети поддержки среди бывших предпринимателей.
Ожидаемые результаты программы.
В результате изучения программы курса, обучающийся должен:
Знать:
— Основные понятия и роль предпринимательства в экономике.
— Современные методы ведения бизнеса, включая бизнес-планирование и маркетинговые стратегии.
— Основные компоненты и структуру бизнес-плана.
— Современные налоговые режимы и изменения в законодательстве на 2025 год, влияющие на ведение бизнеса.
— Методы анализа рынка, сегментации и определения целевой аудитории.
— Принципы управления и принятия решений в предпринимательской деятельности.
Уметь:
— Проводить исследование рынка и анализировать рыночные возможности.
— Генерировать и развивать уникальные бизнес-идеи с учетом личного опыта и рыночных данных.
— Разрабатывать краткие и полные бизнес-планы, четко формулируя ключевые элементы бизнеса.
— Эффективно презентовать и защищать свои бизнес-проекты.
— Применять практические навыки управления в условиях бизнес-симуляций.
— Работать в команде, участвовать в деловых играх и получать обратную связь.
Владеть:
— Навыками творческого мышления и генерации идей.
— Умением адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и законодательству.
— Навыками стратегического планирования и финансового учета в предпринимательстве.
— Опыт работы в формате групповой поддержки и взаимодействия с наставниками.
— Уверенностью в собственных предпринимательских способностях и развитым предпринимательским мышлением.
Обучающиеся курса программы «Второй старт» овладеют следующими компетенциями:
— Компетенция в предпринимательской деятельности: понимание роли предпринимательства в экономике, знание современных методов и принципов ведения бизнеса.
— Компетенция в анализе рынка: умение проводить маркетинговое исследование, сегментацию и определять целевую аудиторию.
— Компетенция в разработке бизнес-плана: способность создавать структурированные и обоснованные бизнес-планы с учетом актуальных экономических и законодательных условий.
— Компетенция налогового планирования: знание налоговых режимов и умение учитывать изменения в законодательстве при финансовом планировании бизнеса.
— Управленческая компетенция: навыки принятия решений, управления проектами и командой, развитые через игровую симуляцию и деловые игры.
— Коммуникативная компетенция: умение эффективно презентовать собственные бизнес-идеи и проекты, вести деловое общение и работать в команде.
— Креативная компетенция: развитие творческого мышления и способность генерировать инновационные бизнес-идеи.
— Компетенция саморефлексии и самооценки: способность анализировать собственный опыт, получать и использовать обратную связь для роста и развития.
— Социальная компетенция: способность создавать и участвовать в сети поддержки предпринимателей, взаимодействовать с менторами и наставниками.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
Организация обеспечена педагогическими кадрами, соответствующими квалификационным уровнем образования.
Требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование /среднее профессиональное образование в соответствующих областях: экономика, управление, бизнес, предпринимательство или смежные направления без предъявления требования к стажу работы.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК «ВТОРОЙ СТАРТ»
Срок обучения: 16 часов (4 недели)
Форма обучения: онлайн, мастер-классы в формате вебинара, практические занятия, индивидуальные проекты и защита проектов.
Режим занятий: 2 академических часа в день
№ п/п | Наименование тем | Неделя | Общая трудоемкость, ак. ч. | Лекции, ак. ч. | Практические занятия, ак. ч. | Самостоятельная работа, ак.ч. | Формы контроля |
1 | Тестирование уровня знаний в сфере предпринимательства | 1 | 1 | — | 1 | — | тестирование |
2 | Основы предпринимательства | 1 | 1 | 1 | — | — | выбор и обоснование бизнес-идеи |
3 | Анализ рыночных возможностей | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Основные компоненты бизнес-плана | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | оформление бизнес-плана |
5 | Налогообложение и изменения законодательства в 2025 году | 2 | 2 | 1 | — | — | |
6 | Работа над бизнес-проектами | 2 | 1 | — | 1 | — | |
7 | Подготовка к защите проекта | 2 | 1 | — | 1 | — | |
8 | Игра в симулятор «Бизнес-тренажер» | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | |
10 | Итоговая аттестация | 4 | 2 | — | 2 | — | Защита бизнес-плана |
Итого | 16 | 5 | 8 | 3 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Итоговая аттестация | Защита проектов и рефлексия |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВТОРОЙ СТАРТ»
№ блока | Наименование темы | Содержание лекций (кол-во ак. часов) | Наименование практических занятий (кол-во ак. часов) | Виды СРС (кол-во ак. часов) |
1 | Тестирование уровня знаний в сфере предпринимательства (1 ак.ч.) | Проведение теста с вопросами по основам предпринимательства, бизнес-планированию и рыночным стратегиям. Это позволит для оценки уровня знаний участников. Деловая игра 1: «Генерация идей»: Участники делятся на группы и получают задание создать уникальную бизнес-идею, основываясь на личном опыте и результатах тестирования. (1 ак.ч.) | ||
Основы предпринимательства (2 ак.ч.) | Понятие и роль предпринимательства в экономике. Личные качества успешного предпринимателя (1 ак.ч.) | Выбор и обоснование бизнес-идеи (1 ак.ч.) | ||
Анализ рыночных возможностей (2 ак.ч.) | Исследование рынка и потребителей. Определение целевой аудитории для будущего бизнеса (1 ак.ч.) | Деловая игра 2: «Моделирование рынка»: Участники представляют свои бизнес-идеи и разрабатывают краткий профиль своей целевой аудитории. Затем группы представляют свои профили остальным, что позволяет обменяться мнениями и получить обратную связь. (1 ак.ч.) | ||
2 | Основные компоненты бизнес-плана (3 ак.ч.) | Что такое бизнес-план и зачем он нужен. Структура бизнес-плана. (1 ак.ч.) | Деловая игра 3: «Бизнес-план на одной странице»: Участники должны уложить основные идеи своего бизнеса на одной странице и представить её группе. (1 ак.ч.) | Разработка и бизнес-плана своей бизнес-идеи (1 ак.ч.) |
Налогообложение и изменения законодательства в 2025 году (1 ак.ч.) | Обзор текущих налоговых режимов. Изменения в налогообложении, вступающие в силу в 2025 году. Как новые правила могут повлиять на ведение бизнеса и планирование финансов (1 ак.ч.) | |||
Работа над бизнес-проектами (1 ак.ч.) | Участники представляют свои наработанные бизнес-планы и получают обратную связь (1 ак.ч.) | |||
Подготовка к защите проекта (1 ак.ч.) | Участники готовят свои бизнес-планы к защите, устранив замечания, репетиции выступлений (1 ак.ч.) | |||
3 | Игра в симулятор «Бизнес-тренажер» (3 ак.ч.) | Введение в игру: Обзор игры «Бизнес-Тренажер» и её целей. Формирование команд (1 ак.ч.) | Игровой процесс: Участники применяют полученные знания, управляя виртуальными компаниями (1 ак.ч.) | Оформление презентации согласно требованиям (1 ак.ч.) |
Защита проектов и рефлексия (2 ак.ч.) | Участники представляют свои бизнес-планы перед группой и экспертами. Обсуждение, обратная связь и рекомендации по улучшению проектов. Деловая игра 4: «Обратная связь и рефлексия»: Участники формируют пары и обсуждают, что они узнали за всю программу, делясь своими самыми ценными идеями и инсайтами (2 ак.ч.) |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВТОРОЙ СТАРТ»
1. Оценка личностных компетенций
— Оценка мотивации и готовности к предпринимательской деятельности через тестирование и рефлексивные дискуссии.
— Мониторинг развития умений организовывать собственную деятельность и принимать ответственность, включая информационную компетентность.
2. Оценка метапредметных умений
— Оценка познавательных и регулятивных навыков, таких как умение планировать, анализировать информацию, строить гипотезы.
— Оценка коммуникативных компетенций в ходе групповых дискуссий и презентаций.
3. Оценка предметных результатов
— Проверка теоретических знаний по ключевым темам: основы предпринимательства, формирование бизнес-идеи, исследование рынка и налогообложение в процессе обсуждения изученных тем в рамках практических занятий.
— Практическая проверка навыков через выполнение заданий в симуляторе стартапов и участия в деловых играх.
— Оценка качества и жизнеспособности разработанных бизнес-планов на основе критериев полноты, обоснованности и реалистичности.
4. Формативное оценивание
— Непрерывная обратная связь от наставников и преподавателей по ходу работы над проектами.
— Самооценка и взаимная оценка участников в практических заданиях, деловых играх и симуляциях.
5. Суммативное оценивание
— Итоговая защита бизнес-проекта перед комиссией (преподаватели, наставники, эксперты).
— Оценка презентации и способности аргументировать выбранные решения.
6. Критерии оценивания
— Оценка достижений в формате соответствует/не соответствует, которые охватывают ключевые компетенции курса.
— Оценка степени самостоятельности и креативности при разработке и оптимизации проектов.
— Учет активности, креативности и вовлеченности в процесс обучения (участие в дискуссиях, выполнении заданий, работе с наставниками).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(формы аттестации, оценочные и методические материалы)
В программе «Второй старт» представлено 2 обязательных задания, которые дают допуск к итоговой аттестации.
Первое – создание и обоснование бизнес – идеи.
Второе – формирование бизнес-плана своего предпринимательского проекта по изученным шаблонам.
Итоговая аттестация проходит в виде комплексной презентации собственного бизнес-проекта с финансовым обоснованием экспертной комиссии согласно требованиям к структуре и содержанию. Экспертами на защите выступают спикеры и наставники.
Критерии оценивания качества освоения программы
Обязательные формы оценочных заданий | Критерии оценивания | |
зачет | незачет | |
Создание и обоснование собственной бизнес-идеи | Обучающийся владеет необходимым теоретическим материалом и практическими навыками для создания собственной бизнес-идеи, обоснования ее целесообразности, предполагаемой выгоды. Бизнес -идея соответствует интересам и увлечениям обучающегося, бизнес-идея актуальна на рынке и пользуется спросом у потенциальной целевой аудитории. Бизнес-идея может быть реализована обучающимся в ближайшее время. | Обучающийся не владеет достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками для поиска собственной бизнес-идеи. Бизнес-идея отсутствует или не соответствует реальным условиям рынка. |
Формирование бизнес-плана своего предпринимательского проекта по изученным шаблонам. | Слушатель курса владеет необходимым объемом теоретических знаний и практических умений для формирования бизнес-плана своего проекта. Бизнес-план в достаточной степени описывает бизнес-процессы при реализации бизнес-идеи обучающегося. | Слушатель не владеет необходимым объемом теоретических знаний и практических умений для формирования бизнес-плана своего проекта. Бизнес-план не советует бизнес-идее обучающегося. |
Презентация бизнес-проекта | Обучающийся владеет необходимым объемом теоретических знаний и практических умений для разработки презентации собственного бизнес-плана. Презентация представляет собой результат работы слушателя в течение всего курса, где описана бизнес-идея, маркетинговые и экономические аспекты. Продуман пошаговый план реализации бизнес-проекта. Слушатель владеет материалом и может ответить на вопросы по своему бизнес-проекту. | Слушатель не владеет необходимым объемом теоретических знаний и практических умений для разработки презентации собственного бизнес-плана. Презентация отсутствует или не соответствует требованиям, рассматриваемым на занятиях. |
ВЫДАВЫЕМЫЙ ДОКУМЕНТ
В результате освоения образовательной программы «Второй старт», успешного прохождения итоговой аттестаций, слушатель получает сертификат об окончании программы «Второй старт».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для успешного обучения по программе «Второй старт» в онлайн формате необходимы следующие материально-технические ресурсы:
Персональное устройство:
— Ноутбук или компьютер с операционной системой Windows 7 (или более свежей версии), macOS, или другими актуальными версиями Linux;
— Альтернатива: Мобильное устройство (телефон, планшет) с актуальной версией операционной системы (для просмотра материалов и участия в онлайн-сессиях).
Интернет: Высокоскоростной доступ в Интернет.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамс Р. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса – Изд-во Альпина Паблишер, 2021 – 496 с.
- Газалиев, М. Особенности налогообложения малого бизнеса – Изд-во Дашков и К, 2014. — 116 с.
- Добровольский Е., Карабанов Б. Бюджетирование шаг за шагом — Изд-во Бизнеском, 2011. — 424 с.
- Дорф Б., Бланк С. Стартап. Настольная книга основателя – Изд-во Альпина Паблишер, 2021 – 616 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга — Изд-во Вильямс, 2019 – 752 с.
- Орлова Е. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании – Изд-во Омега, 2005 – 152 с.
- Остервалдер А. Построение бизнес-модели: настольная книга стратега и новатора – Изд-во Альпина Паблишер, 2020 – 288 с.
- Пинк Д. Креативность. Как она работает – Изд-во Альпина Паблишер, 2019 – 274 с.
- Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели — Изд-во Альпина Паблишер, 2022 – 256 с.